Операция на позвоночнике, нужна ли она вам? Советы врача-нейрохирурга – попадание в лечебную сетку (продолжение)
Ваш первый шаг в принятии решения о проведении операции на позвоночнике – определить, какой сектор схемы лечения наиболее близок к вашему состоянию. Вам нужно будет выяснить, является ли источник вашей боли структурным (тип I) или неструктурным (тип II) и является ли ваша нервная система спокойной (А) или напряженной (Б). (См. предыдущую статью)
Структурный или неструктурный?
Может ли хирургическое вмешательство устранить источник вашей боли? Если анатомическая аномалия обнаруживается при анализе изображений (МРТ, компьютерная томография или рентгенография) и сопутствующие симптомы точно соответствуют аномалии, то ответ «да». Но будьте внимательны. Каждая анатомическая аномалия потенциально может вызывать симптомы, но на самом деле это происходит не со всеми. Кроме того, даже если структурный источник вызывает симптомы, они могут быть устранены с помощью нехирургического лечения.
Тип I: Не так быстро
Если вы определяете, что ваш источник боли является структурным, вам необходимо учитывать следующие не менее важные факторы.
1. Тяжесть боли: стоит ли потенциальная польза риска?
Боль – это таинственное ощущение. Нет никакого способа точно определить его количественно, и болевые пороги сильно различаются не только у разных людей, но и изо дня в день у одного и того же человека. У каждого бывают хорошие и плохие дни. Важно честно оценить, как влияет ваша боль на качество вашей̆ жизни и стоит ли рисковать, выбирая операцию на позвоночнике. Я видел, как самые простые случаи шли не так, как ожидалось, что приводило к разрушительным последствиям; а в сложных случаях частота серьезных осложнений была еще выше. Поскольку вы страдаете от боли, только вы можете решить, стоит ли это потенциально изменяющего жизнь осложнения. Если ваша боль умеренная и терпимая, я настоятельно рекомендую сначала воспользоваться безоперационными вариантами лечения, часть которых представлена в наших статьях. Здесь нечего терять, а приобрести можно много.
2. Кто я – А или В?
Тревожное состояние (страх) – это химическая реакция организма на физическую угрозу, реальную или воображаемую. Глубоко неприятное ощущение привлекает ваше внимание с намерением вызвать уклончивые действия, чтобы вы избежали угрозы. Хотя хирургическое удаление структурного источника боли может облегчить некоторое беспокойство, оно не устраняет его. Ключом к снижению тревожности является тренировка вашего организма выделять меньше гормонов стресса. Существует так много данных, подтверждающих тот факт, что тревога ставит под угрозу результаты хирургического вмешательства, что в нескольких статьях указывалось на отсутствие необходимости в дальнейших исследованиях по этому вопросу.
3. Есть ли у меня хроническая боль?
Когда вы проводите операции любого масштаба в присутствии нелеченой хронической боли, вы вызовете хроническую боль в новом месте операции в 20-60% случаев, с вероятностью 5-10%, что боль станет постоянной. Хроническая боль как следствие хирургического вмешательства редко обсуждается, хотя это разрушительное осложнение.
4. Шансы и последствия неудачи
Вы должны понимать реальные риски любой операции в целом и вашей в частности. В дополнение к длинному списку осложнений, которые могут возникнуть во время процедуры, возможны долгосрочные последствия, такие как необходимость возвращении в операционную из-за технических проблем с первой операцией. Всегда есть вероятность того, что ваш позвоночник сломается выше или ниже стабилизации. Это может проявляться в виде перелома, изгиба спереди или сбоку или разрыва диска, который сдавливает спинной мозг или нервы. Понимание потенциальной обратной стороны имеет решающее значение для принятия решения о том, стоит ли уровень вашей боли риска.
5. Выбран ли надлежащий объем операции?
Как у хирургов, так и у пациентов существует тенденция выбирать более масштабную, «окончательную» операцию, а не самую простую, которая позволила бы решить проблему. Как правило, лучшим выбором является выполнение минимально инвазивной процедуры. Безуспешность проведения серьезной процедуры, такой как многоуровневая стабилизация, приводит к большим негативным последствиям.
Тип II: Здесь трудно остановиться
Хирургическое вмешательство исключено. Если ваш лечащий врач не может четко определить ваш источник боли по результатам обследования, источник боли не подлежит хирургическому вмешательству, и точка. Ты не можешь исправить то, чего не видишь. Если ваш хирург говорит вам, что операция не показана, согласитесь. Можно получить еще одно или два мнения, но не стоит искать хирурга, который согласится провести вам операцию. Вы обязательно его найдете.
Например, дегенеративное заболевание межпозвонковых дисков (не само заболевание, а нормальное, связанное с возрастом ухудшение состояния тканей между позвонками) является распространенным диагнозом, который используется в качестве оправдания для операции. Однако это не является надежным источником боли в спине и не поддается хирургическому вмешательству.
Пациенты, обнаружившие, что они относятся к группе II типа, как правило, впадают в уныние. Многие считают, что не только никто не поймет глубины их страданий, но и нет никакой надежды на их разрешение. На самом деле это отличная новость – узнать, что у вас нет явных структурных отклонений, которые требовали бы хирургического вмешательства. Это означает, что вы можете взять под контроль свое выздоровление, используя широкий спектр методов лечения, которые я называю «структурированным безоперационным лечением». Они работают настолько хорошо, что многие из моих пациентов I типа, поступивших с заболеваниями, которые я регулярно оперировал в прошлом, отменили операцию, потому что боль исчезла во время их самостоятельной структурированной программы лечения.
Спокойный или напряженный?
Каково состояние вашей нервной системы? Эта оценка носит более личный характер, чем определение вашего источника боли. Даже если вы, как правило, хорошо справляетесь со стрессом, внимательно рассмотрите последствия постоянной тревоги, крупных потерь и длительной боли.
Если вы постоянно находитесь в состоянии повышенной напряженности, постоянное присутствие химических веществ, связанных со стрессом, может вызвать множество физических симптомов. Вы можете рассматривать эти симптомы как показатели состояния вашей нервной системы. Например, вы можете не чувствовать тревоги или расстройства, но у вас могут быть звон в ушах (шум в ушах), спазмы в желудке (синдром раздраженного кишечника), мигрень или любые другие недуги.
Если ваша нервная система «возбуждена», если вы боретесь с трудными жизненными ситуациями в дополнение к вашей боли, если вам трудно справиться со своей болью, если вы беспокоитесь о своем диагнозе, своем будущем и т.д., тогда вы относитесь к группе типа В.
Вы подвергаетесь большему риску получения неудовлетворительного хирургического результата, независимо от того, насколько верно или технически корректно выполнена операция.
С другой стороны, если вы расслаблены и хорошо справляетесь с жизненными трудностями, ваш химический состав сильно отличается от состава гипервозбужденного пациента. Ваше тело функционирует на более высоком уровне, и ваши шансы на успешный исход операции выше. Если это похоже на вас, то вам место в колонке «А» сетки лечения.
Тип В: Не связывайтесь со стрессом
Операции у пациентов со сверхчувствительной нервной системой менее успешны и более рискованны. Плохой результат операции может усугубить вашу боль, возможно, навсегда. Если вы относитесь к группе «В», успокойте свою нервную систему (перейдите в группу «А»), прежде чем рассматривать возможность операции. Если вы очень встревожены, возможно, вам стоит обратиться за помощью и поддержкой, независимо от того, поддается ли ваше состояние хирургическому вмешательству или нет.
Для получения более подробной информации о вашем диагнозе, современных методах лечения, способах хирургического вмешательства вы можете прочитать в моей книге «Операция на позвоночника – нужна ли она вам?»
Ссылка на скачивание книги здесь.
Доктор медицинских наук, профессор, нейрохирург.
Основатель и руководитель клиники лечения позвоночника «ИХТИС».
Ведущий научный сотрудник НИИ Скорой Помощи им. Н.В. Склифосовского.
Каландари Алик Амиранович.