Блог о леченииЛечение и диагнозМиофасциальный болевой синдром: как повысить качество жизни и избавиться от боли?

Миофасциальный болевой синдром – это хроническое болевое расстройство. При этом состоянии давление на чувствительные точки в мышцах (триггерные точки) вызывает боль в мышцах, а иногда и в, казалось бы, не связанных с ними частях вашего тела. Это называется направленной болью.

Этот синдром обычно возникает после многократного сокращения мышцы. Это может быть вызвано повторяющимися движениями, используемыми на работе или в хобби, или мышечным напряжением, связанным со стрессом.

Признаки и симптомы миофасциального болевого синдрома могут включать:

• Глубокую, ноющую боль в мышце
  • Боль, которая сохраняется или усиливается
  • Болезненный узел в мышце
  • Трудности со сном из-за боли

Причины

Чувствительные участки напряженных мышечных волокон могут образовываться в мышцах после травм или чрезмерной нагрузки, как физической, так и моральной.

Эти чувствительные участки называются триггерными точками. Триггерная точка в мышце может вызывать напряжение и боль во всей мышце. Когда эта боль сохраняется и усиливается, врачи называют это миофасциальным болевым синдромом.

Клиникой лечения позвоночника и суставов “ИХТИС”, было установлено, что миофасциальный болевой синдром вызывается раздражителем, таким как мышечное напряжение, которое запускает триггерные точки в мышцах. Факторы, которые могут увеличить риск возникновения мышечных триггерных точек, включают:

• Травма мышц. Острая мышечная травма или постоянное мышечное напряжение могут привести к развитию триггерных точек. Например, триггерной точкой может стать точка внутри напряженной мышцы или рядом с ней. Повторяющиеся движения и неправильная осанка также могут увеличить ваш риск.
  • Стресс и тревога. У людей, которые часто испытывают стресс и тревогу, вероятность развития триггерных точек в мышцах выше. Согласно одной из теорий, эти люди более склонны к сжатию мышц – форме повторяющегося напряжения, которая делает мышцы восприимчивыми к триггерным точкам.
 Миофасциальный болевой синдром - это хроническое болевое расстройство.-2

Осложнения, связанные с миофасциальным болевым синдромом, могут включать:

• Проблемы со сном. Признаки и симптомы миофасциального болевого синдрома могут затруднять сон по ночам. У вас могут возникнуть проблемы с поиском удобной позы для сна. И если вы будете двигаться ночью, вы можете попасть в триггерную точку и проснуться.
  • Фибромиалгия. Некоторые исследования показывают, что у некоторых людей миофасциальный болевой синдром может перерасти в фибромиалгию. Фибромиалгия – это хроническое заболевание, сопровождающееся распространенной болью. Считается, что мозг людей с фибромиалгией со временем становится более чувствительным к болевым сигналам. Некоторые врачи считают, что миофасциальный болевой синдром может играть определенную роль в запуске этого процесса.
 Миофасциальный болевой синдром - это хроническое болевое расстройство.-3

Диагностика

• Во время медицинского осмотра врач может слегка надавливать пальцем на болезненную область, прощупывая напряженные участки. Определенные способы надавливания на триггерную точку могут вызывать специфические реакции. Например, вы можете испытывать мышечное подергивание.
  • Мышечная боль имеет много возможных причин. В клинике лечения позвоночника и суставов “ИХТИС”, мы учитываем анамнез жизни пациента, хронические заболевания, для дальнейшего направления на соответствующие диагностические процедуры, которые показаны именно в конкретном случае, в этом вопросе диагностика очень индивидуальна.

Лечение

Лечение миофасциального болевого синдрома обычно включает медикаментозное лечение, инъекции в триггерные точки или физиотерапию. Нет убедительных доказательств в пользу использования одной терапии вместо другой, но физические упражнения считаются важным компонентом любой программы лечения. Возможно, вам придется попробовать несколько подходов для облегчения боли.

Лекарства

Лекарства, используемые при миофасциальном болевом синдроме, включают:

• Обезболивающие
  • Антидепрессанты
  • Седативные средства

Применять препараты необходимо с осторожностью, и обязательно после консультации с вашим лечащим врачом!

Физиотерапия

Физиотерапевт может разработать план облегчения вашей боли на основе ваших признаков и симптомов.

Физиотерапия для облегчения миофасциального болевого синдрома может включать:

• Растяжка. Физиотерапевт может провести вас с помощью щадящих упражнений на растяжку, которые помогут облегчить боль в пораженной мышце. Если вы чувствуете боль в триггерной точке при растяжении, физиотерапевт может распылить на вашу кожу обезболивающий раствор.
  • Тренировка осанки. Улучшение осанки может помочь облегчить миофасциальную боль, особенно в шее. Упражнения, укрепляющие мышцы, окружающие триггерную точку, помогут вам избежать переутомления какой-либо одной мышцы.
  • Массаж. Физиотерапевт может помассировать пораженную мышцу, чтобы облегчить вашу боль. Он может использовать длинные поглаживания руками вдоль вашей мышцы или оказывать давление на определенные участки вашей мышцы, чтобы снять напряжение.
  • Тепло. Применение тепла с помощью горячего компресса или горячего душа может помочь снять мышечное напряжение и уменьшить боль.
  • Ультразвук. Этот вид терапии использует звуковые волны для усиления кровообращения и согревания, что может способствовать заживлению мышц, пораженных миофасциальным болевым синдромом.
 Миофасциальный болевой синдром - это хроническое болевое расстройство.-4

Игольчатые процедуры

• Введение обезболивающего средства или стероида в триггерную точку может помочь облегчить боль.
  • У некоторых людей простое введение иглы в триггерную точку помогает снять мышечное напряжение. Этот метод, называемый сухим иглоукалыванием, включает введение иглы в несколько мест внутри и вокруг триггерной точки. Акупунктура также оказывается полезной некоторым людям с миофасциальным болевым синдромом.
 Миофасциальный болевой синдром - это хроническое болевое расстройство.-5

Образ жизни и домашние средства

Позаботьтесь о себе, если у вас миофасциальный болевой синдром. Меры по самообслуживанию для поддержания здоровья вашего тела могут помочь вам сосредоточиться на преодолении боли.

Постарайтесь:

• Выполнять физические упражнения. Щадящие физические упражнения могут помочь вам лучше справляться с болью. Когда боль пройдет, начинайте двигаться. Спросите своего врача или физиотерапевта о подходящих упражнениях.
  • Расслабиться. Если вы испытываете стресс, вы можете испытывать еще большую боль. Найдите способы расслабиться. Медитация, записи в дневнике или общение с друзьями – все это может быть полезным.
  • Заботиться о своем теле. Придерживайтесь здоровой диеты, богатой фруктами и овощами. Высыпайтесь, чтобы просыпаться отдохнувшими. Заботьтесь о своем теле, чтобы направить свою энергию на преодоление боли.

Если Вас беспокоят боли в спине, конечностях, возможно у Вас выраженный миофасциальный болевой синдром, чтобы избежать последствий, вовремя обратитесь в клинику лечения позвоночника и суставов “ИХТИС”, мы всегда рады Вам помочь!